Юнкерс Ю-88
 
 
 
Самолет Ю-88 является основным бомбардировщиком ВВС фашистской Германии. Его место было определено программой развития самолетостроения, утвержденной Гитлером в 1940 г. и известной под названием «Программы  Ю-88 ». Само название программы указывает на то, что главное место в ней было отведено бомбардировочной авиации и ее представителю — самолету Ю-88 .
Самолет Ю-88 построен по особому заказу ВВС фашистской Германии с основным назначением фронтового пикирующего бомбардировщика, но применяется также в качестве дальнего бомбардировщика, разведчика и штурмовика.
Самолет
Ю-88 представляет собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. На нем установлены 12-цилиндровые, V-образные, перевершутые моторы ЮМО-211 жидкостного охлаждения.
Экипаж состоит из четырех человек — летчика, бомбардира-стрелка, радиста-стрелка и стрелка из нижней задней стрелковой установки.
Весь экипаж находится в одной кабине, расположенной в носу фюзеляжа, впереди крыла.
 
 
Вооружение


Стрелковое вооружение самолета Ю-88 А-1 состоит из:
1. Переднего пулемета «Рейнметалл» MG-15 калибра 7,92 мм, который расположен в шаровой муфте, закрепленной в верхней передней части кабины. Пулемет может быть использован в подвижном и неподвижном состояниях. Стрельбу из подвижного пулемета ведет штурман, из неподвижного — летчик.
2. Верхнего заднего пулемета MG-15 калибра 7,92 мм, закрепленного на стандартной турели LL-K диаметром 457 мм при помощи шаровой муфты и двух штырей, служащих цапфами. Стрельбу из этого пулемета ведет стрелок-радист.
3. Нижнего заднего пулемета MG-15 калибра 7,92 мм. закрепленного на стандартной турели LL-K диаметром 457 мм при помощи шаровой муфты и двух штырей, служащих цапфами.
Питание всех пулеметов магазинное, по 75 патронов в каждом магазине. Перезарядка и спуск — механические. Прицельное приспособление состоит из кольцевого прицела и мушки без флюгарки.
Гильзы собираются в гильзоуловитель (прорезиненный баллон) емкостью в 280 гильз, прикрепленный снизу пулемета.
При стрельбе автоматическим огнем пулеметы обладают хорошей устойчивостью и позволяют удерживать линию прицеливания в наведенную точку, так как величина отдачи невелика, примерно такая же, как у винтовки. Хорошая устойчивость пулеметов обеспечивается надульником, который частично выполняет роль дульного тормоза. Из всех точек вести стрельбу удобно.
  Бомбардировочное вооружение. Бомбовая нагрузка размещается внутри фюзеляжа в двух бомбоотсеках - переднем и заднем.ю а также не наружных держателях.
 
Бомбардировочное вооружение состоит из следующих агрегатов:
1. Кассет прямоугольного сечения:
а) четырехзамочных в заднем бомбовом отсеке ........................................2 шт.
б) двухзамочных в нулевой нервюре...........................................................2 шт.
в) пятизамочных на нулевой нервюре в переднем бомбовом отсеке .....2 шт.
г) четырехзамочных бортовых в переднем бомбовом отсеке ..................2 шт.
2. Наружных держателей под бомбы весом 250 или 500 кг .................... 4 шт.
3. Замков с электромагнитным и механическим
открывающим механизмом под бомбы весом 50 кг ................................ 28 шт.
4. Замков к наружным держателям с электромагнитным и
механическим открыванием....................................................................... 4 шт.
5. Электросбрасыватсля РАВ-14................................................................ 1 шт.
6. Аварийного сбрасывателя для сбрасывания всех бомб одновременно 1шт.
7. Бомбардировочного прицела Лотфе-7Б.................................................... 1 шт.
8. Коллиматорного прицела...................,....................................................... 1 шт.
9. Навигационного визира................. ............................................................ 1 шт.
10. Аккумуляторной батареи на 240 в для электровзрывателей ................. 1шт.

Кассетные бомбодержатели— универсального типа, могут быть поставлены как на правую, так и на левую стороны бомбоотсека; бомбы подвешиваются на одну сторону кассеты. Кассета крепится на борту бомбоотсека цапфами и фиксируется легкоуправляемым стопорам. Для опускания кассеты; при подвеске бамб достаточно повернуть стопорную ручку.
Управление замками электрическое с помощью электромагнита, получающего импульсы тока от электросбрасывателя. При отказе электросбрасывателя бомбы могут быть сброшены аварийным сбрасывателем. В этом случае бомбы сбрасываются со всех замков. Электросбрасыватель рассчитан на 24 импульса с линейными интервалами в диапазоне от 3 до 350 м.
Сбрасывание может производить как летчик, так и штурман. Для сбрасывания бомб летчиком на ручке управления самолетом смонтирована кнопка сбрасывания, связанная с триммерами рулей глубины. При нажатии на кнопку сбрасывания во время пикирования при помощи электромагнитов включается гидросистема управления триммерами. Триммеры отклоняются вниз, и самолет без вмешательства летчика выходит из пикирования. В момент выхода из пикирования открываются замки, и бомбы отделяются от самолета.
При бомбометании с горизонтального полета сбрасывание бомб происходит автоматически, посредством автоматического синхронного прицела Лотфе-7Б. В момент подхода цели на угол сбрасывания автоматически включается ЭСБР и действует на злектрозамки бомб.
Для подвески бомб кассета опускается вниз. Чтобы кассета не вышла из направляющих, предусмотрены специальные ограничители. Подъем кассеты с бомбами производится лебедкой, которая крепится на костыле самолета. Тросы подъема кассет, идущие от кассет к переходному ролику подъема, остаются на самолете и, крепятся на задней стенке бамбоотсека простыми и удобными стопорами.
Открытие бомболюков производится посредством карданной и зубчатой передачи к двухплечим рычагам, которые передают движение створкам через цилиндр и шток с поршнем. Поршень прижимается к верхней части цилиндра винтовой пружиной. Под 8-кг усилием створки открывается. При отходе вниз створка вытягивает шток с поршнем и сжимает пружину. При отсутствии нагрузки пружина давит на поршень, поднимает вверх шток, связанный со створкой, и закрывает бомболюк. Такое устройство обеспечивает сбрасывание бомб при закрытых бомболюках.


Специальное оборудование
 

Пилотажно-навигационные приборы и приборы винтомоторной группы

Для обеспечения хорошего обзора вперед—вниз приборная доска имеет подковообразную конфигурацию. Пилотажно-навигационные приборы размещены в левой и центральной частях доски, а приборы винтомоторной группы — в правой части доски и на отдельном щитке у правого борта кабины. Часть приборов размещена на мотогондолах.
Питание гироприборов дублированное, от двух вакуумпомп.
Из приборов заслуживают внимания:
а) высотомер с посадочной шкалой, позволяющий подводить самолет к земле при выполнении слепых посадок;
б) магнитный дистанционный компас, используемый также в качестве корректирующего элемента гироскопа АК и для автоматизации отсчета по РПК;
и) аэротермометр масла, показывающий температуру масла на выходе, а при нажатии кнопки — температуру масла на входе;
г) двухстрелочные моторные индикаторы малых размеров; шкалы их выполнены так, что летчик избавлен от необходимости отсчитывать деления, он только контролирует положение стрелки «максимум-минимум».
Электрооборудовaние

Электрическая сеть самолета 24-вольтовая, полностью двухпроводная, экранированная. Источники питания состоят из двух, в параллель работающих генераторов фирмы «Бош» мощностью 1200 вт и двух подключенных к ним, последовательно соединенных, аккумуляторов фирмы «Варта» напряжением 12 в и емкостью 45 а-ч.
Контроль источников электроэнергии осуществляется при помощи одного вольтамперметра. Вольтамперметр двухсторонний со шкалой: для вольтметра 40—С—40 в и для амперметра 120—0—120 а.
Потребители электроэнергии:
а) светотехнические средства;
б) электромеханизмы моторов и самолета; .в) электрические приборы;
г) средства электрифицированного вооружения;
л) средства связи и радионавигации.
Источники электроэнергии полностью обеспечивают потребителей.
Светотехнические средства

Внутреннее освещение обеспечивается лампами индивидуального освещения приборов, лампами вспомогательного общего освещения в кабине, переносными лампами и плафонами в отсеках самолета.
Ламп индивидуального освещения 34. Управляются они от трех реостатов: один для приборов на могогоидолах, один для приборов, расположенных с правой стороны приборной доски, и один для приборов, расположенных с левой стороны.
Ламп общего освещения две, плафонов три (в бомбэотсеках и в х восте самолета).
В качестве средств аэронавигационного освещения установлены одинарные бортовые огни с лампами по 20 вт и хвостовой огонь с лампой 5 вт.
В качестве посадочного осветительного средства на самолете установлена одна посадочная фара Цейсс. Особенности фары: диаметр 200 мм, стеклянный отражатель, лампа мощностью 200 вт с металлизированным покрытием колбы. Светофильтр из желтого плексигласа.
Желтый светофильтр создает более удобный свет для посадки летом и зимой частично обеспечивает маскировку, необходимую при пользовании лампой.
Электромеханизмы моторов и самолета:

а) электрические средства запуска моторов;
б) электро механизмы изменения шага винта;
в) электромеханизмы шторок капотов;
г) электромеханизмы бензопомп;
д) электроустройство системы обогащения горючей смеси;
е) электроустройство аварийного слива горючего.
Электрические приборы:

а) электрические термометры охлаждающей жидкости;
б) электрический термометр наружного воадуха;
в) электрический бензиномер;
г) сигнализация уровня горючего в расходных баках;
д) сигнализация уровня масла в баках;
е) обогрев трубки Пито;
ж) сигнализация положения ног шасси, костыля и закрылков. Кроме того, имеется специальная электрифицированная аппаратура
пилотажно-штурманской службы, состоящая из:
а) указателя поворота;
б) дистанционного электрического компаса;
в) курсового автопилота.
Средствами электрифицированного вооружения шляются:
а) электросбрасыватель;
б) электромагнитные спуски;
в) устройство для зарядки электровзрывателей бомб;
г) электроустройство бомбардировочного прицела автомата;
д) освещение коллиматорного бомбардировочного прицела.
Средства связи и радионавигации

1. Длинноволновая приемо-передающая радиостанция.
. Коротковолновая приемо передающая радиостанция.
3. Радиополукомпас.
4. Ультракоротковолновая радиоаппаратура слепой посадки фирмы «Лоренц».
5. Внутрисамолетное переговорное устройство с фоническим вызовом.
Длинноволновая и коротковолновая радиостанции типа ФУГ-10.
Рация ФУГ-10 весьма проста по устройству, имеет малый вес, стабильна по своим электрическим параметрам и не требует подстройки в воздухе.
Как в коротковолновой, так и в длинноволновой рациях отсутствует телефонная передача и предусмотрен автоматический переход с приема на передачу и обратно. Лампы используются только двух типов.
Сердечник рамки сделан из железа и дистанционное управление РПК объединено с магнитным компасом. Это сильно упрощает эксплоатацию в РПК полете, избавляя штурмана от вычислений.
Радиоаппаратура фирмы Лоренц для слепой посадки позволяет производить:
а) выход на аэродром с расстояния 35-40 км (до этого летчик ведет самолет по РПК) на высоте 500 м,
б) определение точки начала планирования,
в) проход над границей аэродрома на определенной высоте (до 30—40 м).
В целом аппаратура особых достоинств не имеет.
Внутрисамолетное переговорное устройство на четыре точки обеспечивает надежную связь на всех режимах полета. Вес устройства весьма мал. Звуковой связи нет, она заменена фоническим вызовом по СПУ.
Кислородное оборудование

На самолете установлено кислородное оборудование фирмы «Ауэр». Оно состоит из следующих основных частей:
а) четырех автоматов, регулирующих подачу кислорода при входе;
б) четырех кислородных масок, обеспечивающих удобное вдыхание кислорода на высоте;
в) шестнадцати двухлитровых баллонов с давлением кислорода 150 ат;
г) кислородной арматуры: манометров, шлангов, вентилей и т. п. Запас кислорода обеспечивает полет на высоте 8000 м в течение 3,5—4 часов.
Размещение, кислородного оборудования. Легочные автоматы и запорные вентили расположены в кабине, а кислородные баллоны — в хвостовой части фюзеляжа, вдали от экипажа и легковоспламеняющихся веществ, что повышает живучесть самолета.
Баллоны объединены в гpyппы (по четыре баллона в каждой), что позволяет при выходе из строя одного или нескольких баллонов сохранить на борту достаточный запас кислорода.
Зарядка кислородных баллонов производится с борта самолета. В схеме зарядки применены вентили с обратными клапанами. Для длительных полетов предусмотрена возможность установки 16 дополнительных двухлитровых баллонов в правом крыле, где для этого предусмотрено специальное место.
Кислородные приборы типа, легочного автомата подают кислород или смесь кислорода с воздухом только в момент вдоха, благодаря чему достигается большая экономия кислорода и в то же время полностью обеспечивается необходимая норма потребления кислорода.
Кислородные маски—полугерметического типа, с выдыхательным клапаном, удобны, легко надеваются и плотно прилегают к лицу без болезненных ощущений.
 

Уязвимые места


 Наиболее уязвимыми местам и самолета Ю-88, являются: 
а) Моторы жидкостного охлаждения с установленными на них водяными, масляными и воздушными радиаторами, расширительными бачками и топливными насосами.
б) Экипаж, не защищенный броней спереди и с боков.
в) Бензобаки, расположенные в крыле и в фюзеляже.
г) Маслобаки, расположенные сзади моторов.
При оценке уязвимости самолета
Ю-88 нужно иметь в виду следующее:
1. Число бензобаков на самолете
Ю-88 различно (от 4 до 6). Как правило, на всех самолетах устанавливаются только крыльевые бензобаки. Фюзеляжные баки могут отсутствовать.
При установке фюзеляжных баков чаще устанавливается передний бак и только в редких случаях — оба бензобака (для модификаций Д1).
2. Из бензобаков наиболее уязвимыми являются расходные бензобаки, расположенные между фюзеляжем и мотогондолами.
3. Протектор бензобаков защищает баки от пуль калибра 7,62 и 12,7 мм; от снарядов калибра 20 мм протектор не защищает бензобаков.
4. Топливные насосы, а также расширительные водяные бачки являются чрезвычайно уязвимыми, так как находятся под давлением (насос 1,5 ат, а водяной бачок 0,5 ат).
5. Радиаторы (четыре водяных, один масляный и один воздушный) сосредоточены в одном месте и занимают сравнительно большую площадь, поэтому являются чрезвычайно уязвимыми (воздушный радиатор, расположенный снизу мотора, установлен на последних модификациях
Ю-88).
 
 
Броня.

Ю-88 А-1. Не установлено
Ю-88 А4. Броня летчика. Спинка, заголовник, два боковых щитка и плитка под сиденьем
Броня стрелка-радиста. Прозрачная броня на блистерах, кольца из 5-мм брони между основанием блистера и прозрачной броней, лист брони между блистерами, откидной щит перед рацией, лист брони справа в задней части фонаря. Чашка под сиденьем.
Броня стрелка. Бронированная плита в полугондоле, панели из прозрачной брони с боков.

Ю-88 А 6. Такая же, как и у модификации А 4. Кроме того, справа и слева в носовой части фюзеляжа по две бронированные плиты.
Ю-88 С 6. 1. Бронщит поперек фюзеляжа за приборной доской. 2. Бронеспинка летчика с заголовником. 3. Плита в полугондоле стрелка. 4. Подвижной бронекозырек у стрелка. 5. Бронекозырек из пулестойкого стекла: у летчика в фонаре, а у стрелка-радиста в блистерах.
Ю-88 Д 1. Такая же, как на А-6.
Ю-188. Такая же, как на А-6.

Экипаж самолета Ю-88 забронирован сравнительно слабо: не все члены экипажа имеют броню (не забронирован штурман) и к тому же сама броня имеет малую толщину, от 5 до 8 мм, и надежно не защищает экипаж даже от пуль калибра 7,62 мм.
Так как при проектировании самолета бронирование не предусматривалось и, повидимому, производилось в строевых частях, оно носит кустарный характер. Броня в некоторых местах расположена так., что мешает членам экипажа выполнять свою работу. Так, например, складной щит у стрелка-радиста ухудшает доступ к рации, а бронированный козырек у стрелка ухудшает обзор.
 

Выводы
 

1. Самолет Ю-88 является первым немецким двухмоторным пикирующим бомбардировщиком.
В ходе войны с Советским Союзом, вследствие больших потерь от истребителей и зенитного огня, самолет Ю-88 несколько потерял свое значение как пикирующий бомбардировщик и применяется так же как обычный средний бомбардировщик для бомбометания с горизонтального полета в дневных и ночных условиях.
Наряду с этим часть самолетов Ю-88 приспособлена для выполнения штурмовых задач, в глубоком тылу, а часть используется в качестве разведчиков. Первые самолеты известны под маркой Ю-88-C6, а вторые — под маркой Ю-88-Д1.
2. Назначение самолета Ю-88 — бомбометание с пикирования — обусловило ряд его конструктивных особенностей, сохранившихся до последнего времени:
а) размещение бомб крупного калибра под крыльями вне плоскости, ометаемой винтом;
б) установка воздушных тормозов под крыльями;
в) установка автомата ввода и вывода самолета из пикирования;
г) нахождение летчика в носу фюзеляжа;
д) отличный обзор для летчика, который производит наводку самолета на цель, прицеливание и сбрасывание бомб.
3. В ходе войны самолет Ю-88 был подвергнут значительным изменениям. Для улучшения летно-тактических данных самолета установлены более мощные модификации мотора ЮМО-211 и впоследствии был установлен мотор BMW-80I.
Для повышения обороноспособности самолета коренному изменению было подвергнуто его стрелковое вооружение: а) число пулеметов увеличено с 3 до 9;
б) вместо магазинного питания установлено ленточное;
в) для стрельбы вперед установлена пушка калибра 20 мм. Живучесть самолета повышена путем:
а) бронирования экипажа;
б) перехода от мотора жидкостного охлаждения ЮМО-211 к мотору воздушного охлаждения BMW-801;
в) замены полотняной обшивки на рулях металлической обшивкой.
4. В результате установки более мощных модификаций мотора Ю-211 летные данные самолета Ю-88 изменились сравнительно мало, более значительное улучшение летных данных достигнуто заменой моторов ЮМО-211 моторами BMW-801 (увеличение максимальной скорости в среднем до 60 км/час).
Увеличение числа пулеметов с 3 до 9 на модификации А6 вызвано ограниченными углами установок.
Увеличение числа стрелковых точек не обеспечило надлежащей защиты самолета, так как для обороны задней полусферы применяются в основном мелкокалиберные пулеметы и, кроме того, экипаж самолета не увеличился и поэтому на некоторых членов приходится по три пулемета. Обслуживание одним лицом нескольких пулеметов снижает их эффективность.
Бронирование самолета неудовлетворительное, так как броней защищен только экипаж, причем один из членов экипажа (штурман) совсем не забронирован. Кроме того, броня имеет малую толщину, от 5 до 8 мм, и надежно не защищает даже от пуль калибра 7,62 мм (на отдельных сбитых самолетах имеются пробоины в броне между блистерами от пуль калибра 7,62 мм).
5. На вооружении немецкой авиации состоит главным образам самолет Ю-88 в модификации А6.
Самолет Ю-88 А-6 имеет низкие летные данные, недостаточную бронезащиту и мелкокалиберное оружие для защиты задней полусферы.
6. Поступивший на вооружение немецкой авиации в 1943 г. самолет Ю-188 с двумя моторами BMW-801 имеет более высокие летные данные по сравнению с Ю-88А-6, но этот самолет, так же как и все предшествующие ему самолеты Ю-88, страдает органическими недостатками: малыми габаритами бомбоотсеков, не позволяющими разместить в них крупнокалиберные бомбы, и малыми габаритами кабины, не позволяющими обеспечить надлежащие углы обстрела для крупнокалиберного оружия, которое немцы пытаются устанавить на этом самолете вместо устаревших пулеметов мелкого калибра.