Фокке-Вульф ФВ-190 А-4

 
 
Истребитель Фокке-Вульф-190 представляет собой одноместный одномоторный моноплан цельнометаллической конструкции с низко расположенным крылом без предкрылков, свободнонесущим оперением, убирающимся шасси и полуубирающимся хвостовым колесом. На самолете установлен 14-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения BMW-801D.
Самолет имеет пушечно-пулеметное вооружение и броневую защиту летчика и некоторых агрегатов винтомоторной группы,.
Истребитель ФВ-190 был спроектирован в 1938—1939 гг. главным конструкторам фирмы Фокке-Вульф Куртом Танк, Создателем самолета-разведчика ФВ-189 и тяжелого бомбардировщика ФВ-200 «Курьер».
Опытный экземпляр самолета ФВ-190 был построен в начале 1941 г. В сентябре 1941 г. было впервые отмечено участие этого истребителя в боевых операциях. Однако начало массового применения его относится только к концу 1942 г.
Самолет выпускается сериями, обозначаемыми буквой, добавляемой к шифру самолета. Каждая серия имеет ряд выпусков, обозначаемых очередным номером. Например, четвертый выпуск самолета ФВ-190 серии А обозначается ФВ-109 А-4.
 
Вооружение
 

На самолете имеется следующее неподвижное стрелковое вооружение
   1. Два синхронизированных пуемета MG-17 калибра 7,92 мм, установленных вверху на моторе перд фонарем пилота. Боезапас по 900 патронов на каждый пулемет. 
   2. Две синхронизированные пушки MG-151 калибра 20 мм, установленных в корневых частях крыла и стреляющие через площадь, ометаемую винтом. Боезапас по 280 снарядов на каждую пушку. 
   3. Две пушки MG-FF (Эрликон) калибра 20 мм, установленные в консольных частях крыла и стреляющие вне площади, ометаемой винтом. Боезапас по 60 снарядов (в магазине) на каждую пушку. 
В кабине пилота имеется следующее оборудование, обеспечивающее ведение огня.
   1. Коллиматорный прицел Реви С-12Д, в конструкции которого предусмотрен механический дублер. 
   2. Счетчики расхода боеприпасов на каждую стрелковую точку в отдельности. 
   3. Устройство для ведения огня из оружия в различных его комбинациях. 
   4. Кнопка для стрельбы и перезарядки оружия. 
Питание пулеметов MG-17 осуществляется при помощи неразъемных лент нового типа. Патронные ящики расположены непосредственно за пулеметами. Обогрев пулеметов производится теплым воздухом, подводимым по специальным рукавам от мотора. Перезарядка и спуск пулеметов— электропневматические.
Особенностью установки пушки MG-151 является синхронизация ее для стрельбы через винт. Пушка модифицирована. Затвор ее приспособлен для стрельбы патронами с электровоспламенением взрывателя. Введение электротока во взрыватель контролируется специальным коммутатором, который исключает возможность взрыва патрона в момент, когда лопасть находится против ствола пушки. Применение патронов с электрозапалом, почти в два раза сокращает время стрельбы синхронного пулемета. Боезапас находится в ящиках, расположенных в фюзеляже непосредственно за мотором. Предусмотрен обогрев пушек теплым воздухом от мотора. Перезарядка и спуск электрические.
Установка пушек MG-FF такая же, как на Ме-109Е. Обогреваются они потоком .воздуха, подаваемого от мотора вдоль носка крыла. Перезарядка пушки электропневм атическая, спуск электрический.
Баллоны со сжатым воздухом установлены у каждой установки. Зарядка их производится через штуцер на правом борту фюзеляжа. Доступ к пулеметам МG-17 через верхние крышки капотов; к пушкам MG-151 — через люки в верхней обшивке крыла между лонжеронаими; к пушкам MC-FF—через люк в нижней обшивке крыла.
Кнопки включения стрельбы и перезарядки расположены на ручке управления (стандартная немецкая ручка) и допускают ведение огня из оружия в следующих комбинациях:
   1. Из пулеметов MG-17 и пушек МС-151. 
   2. Из пушек MG-FF. 
   3. Из всего оружия. 
Кроме того, при помощи специального выключателя, расположенного на правом борту фюзеляжа, можно выключить пулеметы MG-17 или пушки MG-151, что дает возможность, пользуясь кнопками на ручке вести огонь любой парой или комбинацией пар оружия.
Пристрелка оружия произведена на следующие дистанции:
1. Пулеметы MG-17 на 300 м.
2. Пушки MG-151 на 450 м.
3. Пушки MG-FF на 250 м.
  Под фюзеляжем предусмотрена подвеска бомбодержателя для бомбы весом 250 кг. Вместо бомбы может быьб подвешен дополгнительный сбрасываемый бензобак. 
 
 
Бронирование
 

Объектами броневой защиты на самолете являются:
1) пилот,
2) маслорадиатор,
3) маслобак,
4) частично мотор. 

1. От лобовых атак пилот защищен звездообразным мотором и установленным в переднем окне козырька пулестойким стеклом толщиной 50 мm. Сильный наклон пулестойкого козырька (30° к продольной оси) и конструктивное оформление броневого носка мотора рассчитаны на рикошетирование пуль. Сзади пилот защищен заголовником толщиной 12 мм, установленным на подвижном колпаке фонаря, бронеспинкой толщиной 8 мм и бронеперегородкой толщиной 5 мм, установленной за бронеспинкой и состоящей из четырех частей: двух боковых, верхней и нижней. Эта плита закрывает все сечение фюзеляжа. В центральной части ее имеется отверстие, перекрытое бронеспинкой. От атак с боков и снизу пилот не защищен совершенно.
Углы защиты летчика из задней полусферы: голова и плечи защищены только по полету; туловище — в пределах ± 15—20° в горизонтальной плоскости.
2. Маслорадиатор защищен передним кольцом капота толщиной 5 мм, закрывающим его лоб, и вторым броневым кольцом толщиной 3 мм, защищающим его обичайку.
3. Маслобак защищен вторым броневым кольцом капота.
4. Мотор BMW 801 частично защищен броневыми кольцами капота. Тип брони— гомогенный. Общий вес брони на самолете около 110 кг.


Уязвимые места
 

Наиболее уязвимы на самолете протектированные, но не имеющие броневой защиты бензобаки и пилот (фиг. 18) при атаках с боков, сверху и снизу (бронезаголовника и броневой защиты с боков и снизу летчик на самолете ФВ-190 А-4 не имеет).


Оборудование


Самолет оборудован стандартными приборами, принятыми для немецких истребителей.
Приборная доска состоит из двух панелей, установленных в разных плоскостях в вертикальном положении и укрепленных на резиновых амортизаторах. Освещаются приборы двумя кабинными лампами.
  У левого и правого бортов установлены два горизонтальных пульта. На левом пульте смонтированы сектор газа с переключателем управления шагом винта, управление и сигнализация шасси, управление посадочными щитками и стабилизатором и щиток управления радиостанцией. На правой панели, установлены максимальные автоматы (фиг. 20). 
Оборудование для ночных полетов отсутствует.
Высотные полеты обеспечиваются кислородным легочным автоматом фирмы Дрегер и Ауэр. В фюзеляже за кабиной пилота установлены три баллона, питающих кислородную установку. Баллоны имеют вид трех последовательно соединенных шаров. Изготовлены они из термически обработанной углеродистой стали. Рабочее давление в баллонах 150 ат.
В фюзеляже за кабиной пилота установлены две радиостанции с дистанционным управлением: ФУГ-16 и ФУГ-25.
В хвостовой части фюзеляжа предусмотрена установка аэрофотоаппарата.
Самолет ФВ-190 полностью электрофицирован. Помимо обычного для немецких самолетов электрофицирования средств управления шагом винта, оружием и запуска мотора, электрофицированы еще привод и управление убиранием и выпуском шасси, щитками и стабилизатором.
Источниками электроэнергии являются 24-вольтовый генератор номинальной мощностью 2000 вт, установленный на моторе, и аккумулятор, установленный в фюзеляже за кабиной пилота.
Защита цепей осуществляется 26-ю автоматами фирмы Сименс (по числу потребителей) и смонтированы в общей распределительной коробке. Каждый потребитель обеспечен индивидуальным предохранителем. Ни один из автоматов не обслуживает больше одного потребителя.
Электросеть двухпроводная, экранированная.
Самолет полностью металлизован.